среда, 13 июня 2018 г.

Может ли судья «дружить» с адвокатом? В судейском сообществе обсуждают правила поведения в соцсетях

Может ли судья «дружить» с адвокатом? В судейском сообществе обсуждают правила поведения в соцсетях

Закрывать судьям доступ к соцсетям не обязательно, но судья должен внимательно относиться к своей активности там. К такому мнению пришли участники встречи клуба имени Замятнина, прошедшей вчера в старинном особняке Смирнова в центре Москвы. Добавление в список друзей, комментарий и даже лайк — что бы ни делал судья, ему надо всегда помнить профессиональной этике.

Может ли судья зарегистрироваться в социальной сети? Такой вопрос организаторы мероприятия задавали людям на улице, а ответы показали вчера в видеоролике. Мнения были разные. Кто-то говорил, что такое для судьи не допустимо. Некоторые считали, что судье можно быть в соцсети, но на своей странице ему следует делиться не личными фотографиями, а, например, полезными статьями. Были и такие ответы: «Почему бы нет? Он же человек».

Проблема взаимодействия судей и соцсетей только начинает обсуждаться, говорил председатель Совета судей Виктор Момотов. Судья — не просто обычный пользователь соцсети. Он должен воздерживаться от всего, что может умалять его статус или вызывать сомнения в его объективности беспристрастности. Например, вполне безобидная вещь — список друзей в соцсети. Может ли судья добавить в друзья адвоката? Если этот адвокат впоследствии станет представителем одной из сторон в деле, которое ведет судья, то у другой стороны присутствие адвоката в списке друзей у судьи может вызвать вопросы. Даже если в реальности они никогда не встречались и не общались.

По словам Виктора Момотова, в разных юрисдикциях к этому вопросу подход разный. Жесткий подход — когда судье разрешено добавить в друзья другого юриста, только если этот юрист не может потенциально стать участником процесса в деле этого судьи. Председатель Совета судей рассказал, что такой подход применяется в штате Флорида (США) — если судья совершает любое процессуальное действие с участием лица, которое есть в его списке друзей, то это становится основанием для лишения полномочий. В России такой подход вряд ли был бы применим, ведь адвокат может стать участником процесса в любом регионе. А в США действует ограничение по штатам, поэтому предсказать вероятность участия юриста в процессе возможно.

Есть и более мягкий подход. Судье достаточно убедиться, что человек, который просится в друзья в соцсети, не выступал и не выступает стороной по делу в данный момент. Предсказывать его участие в будущем не надо.

Наконец, либеральный подход расценивает список друзей в соцсети всего лишь как инструмент для отслеживания изменений на странице пользователей. То есть, добавление в друзья — это еще не признак дружбы. Поэтому с такой точки зрения наличие адвоката в списке друзей у судьи не влияет на его объективность и беспристрастность. Такого подхода придерживаются в штате Нью-Йорк (США), сказал Виктор Момотов.

«А что делать, если это будущий судья, который только претендует на должность, и в списке друзей у него уже есть адвокаты?» - спросила ответственный секретарь клуба имени Замятнина и модератор встречи Елена Поварова. «Это не значит, что все социальные связи надо после вступления в должность оборвать», - ответил Виктор Момотов. Но судья должен понимать, что это могут интерпретировать по-разному.

Осторожность судья проявлять и при комментировании в соцсетях. Ведь комментарий — это по сути публичное выступление с правовой позицией. А лайк — это одобрение всей смысловой нагрузки поста. Председатель Совета судей привел пример «одного из иностранных судов»: судья на своей странице прокомментировал новость о том, что известный спортсмен сильно превысил скорость. «Пора бы позврослеть», — написал судья. Другие пользователи решили, что это нарушение презумпции невиновности, так как вина спортсмена еще не была установлена. Судья потом извинился за такой комментарий, но дисциплинарного производства не избежал. Чем оно закончилось, Виктор Момотов не уточнил.

Случаи, когда судей наказывают за поведение в соцсетях, бывают и в России. Председатель Дисциплинарной коллегии Верховного суда Сергей Рудаков привел пример, когда судью лишили полномочий за экстремистскую фотографию на странице. Имени Сергей Рудаков не назвал, но, вероятно, речь идет о судье из Удмуртии, выложившего у себя на странице фото с горящей мечетью и оскорбительной подписью (см. решение региональной квалификационной коллегии судей: http://ud.vkks.ru/publication/30004/). Другой пример привел председатель Высшей квалификационной коллегии судей Николай Тимошин: судью лишили полномочий за легкомысленные фото в соцсети. На одной из фотографий судья сидела в кабинете, положив ноги на стол (см. заметку Legal.Report: https://legal.report/article/27022017/sude-klavshej-a-na-stol-grozit-srok). Однако такие случаи все же исключение. Основное, за что наказывают судей – нарушение законодательства при рассмотрении дела или волокита.

Выступления участников чередовались с другими видеороликами. В одном из них людей на улице спрашивали, знают ли они, как стать судьей. Оказалось, что представление об этом слабое. О том, что надо получить юридическое образование, отвечающие догадывались. Но в судьи, по их мнению, можно попасть «через знакомых», ведь в судах «места все заняты».

В еще одном опросе у людей интересовались, какие три качества они считают самыми главными для судьи. Честность, открытость, объективность, юридическая грамотность, умение анализировать — так отвечали практически все. А один мужчина добавил: «чувство юмора».

Комментариев нет:

Отправить комментарий